Реальная жизненная история Асель Базарбаевой. В соседнем с Кыргызстаном Казахстане религиозная радикализация женщин приобрела серьезные масштабы. На международном форуме «Предотвращение насильственного экстремизма и роль медиа», организованном Internews в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии» при поддержке ЕС и в сотрудничестве с МВД КР и и Государственной комиссией по делам религии КР, прошедшем 6-8 декабря 2018 года в Бишкеке со своей жизненной историей поделилась Асель Базарбаева.
Она рассказала о личном опыте психологической и социальной реабилитации жертвы экстремизма и бытового насилия. В свое время она и её дети стали жертвами домашнего насилия со стороны первого мужа, бывшего активного члена экстремистской религиозной группы салафитского толка.
Асель, мать четверых детей, пришла к убеждению, что женщина должна знать основы Ислама. Только таким образом она будет защищена от радикализации. С этой целью нужно проводить семинары с молодыми женщинами об основах исламской религии. По её мнению вербовщики в зоны военных конфликтов на Ближнем Востоке являются очень сильными манипуляторами. Она с ними сталкивалась лично. И этих людей переубеждать бесполезно. Их нужно только изолировать, считает героиня.
В Казахстане женщины, чаще всего так называемые «черные вдовы», сами создают сильные группировки-джамааты для вербовки и отправки в зоны боевых действий на Ближнем Востоке, рассказала Асель.
Несколько лет назад её первый муж вместе со своими соратниками пытались организовать взрывы торговых центров в одном из городов Казахстана. Но эти планы не осуществились из-за оперативной работы спецслужб. Члены экстремистской группировки были арестованы и осуждены. Ранее эти же люди, которых Асель называет «организованной преступной группировкой», уговаривали её мужа, молодого религиозного казаха, отправиться в Чечню для участия в боевых действиях. Когда им этого не удалось сделать из-за принципиального сопротивления со стороны Асель, их семью оставили без средств к существованию, забрав у мужа автомобиль. По словам Базарбаевой, «эти ребята поняли, что социальный аспект самый важный при вовлечении людей в свою группу. И чтобы завлечь в свою сеть, они должны дать человеку то, в чем он наиболее нуждается на тот момент».
Что касается её случая, то на момент вступления в экстремистскую группу, она с мужем и детьми только переехали в другой город, и её муж остро нуждался в работе. Семья снимала квартиру. Тамошние салафиты предложили ему работу в сфере нелегальной добычи золота. Его обязанностью было вручную дробить куски породы, содержащей золотой песок. Со временем он стал во главе небольшой бригады золотодробильщиков. Её муж неплохо зарабатывал и купил себе машину. До задержания и ареста члены группировки владели сетью своих магазинов в их городе. Но когда её муж категорически отказался ехать в Чечню на «джихад», то они сразу же переменили свое отношение к нему- перестали с ними общаться, его самого уволили с работы, при этом отобрав личный автомобиль. На его просьбу выплатить некоторую компенсацию за машину, те ответили категорическим отказом, аргументируя это первоначально оказанной его семье материальной помощью.
У группировки были свои «стратегические планы», которые они собирались реализовывать, в частности, организовать серию взрывов в торговых центрах Казахстана. Как говорит Асель, просто потому, что на их взгляд, эта страна была для них «кафирской». Они мечтали о завладении этими территориями.
Пожив долгое время в такой накаленной атмосфере, вкусив все понятия, связанные с идеологией джихада, и поняв, к чему в конечном итоге это может привести, Асель бросила мужа и вернулась с детьми в родной город в родительский дом. К счастью, её родители поддержали в трудную минуту. На малой родине она устроилась на работу, стала самостоятельно зарабатывать и постепенно приходить в себя.
Она снова стала осознавать себя личностью, способной приносить пользу обществу. Проблемой таких жен живущих с мужьями, исповедующими фундаменталистские взгляды, по словам Асель, является почти постоянная стигма. Они, как правило, страдают от заниженной самооценки, внушаемой им мужьями.
Асель заявила, что в последние годы жизни с мужем, она подвергалась также физическому насилию с его стороны. Исходя из опыта общения с другими женами салафитов, она пришла к выводу, что круг их интересов почти полностью замкнут на вопросах правильного исламского воспитания детей, угождению мужу, чтению религиозной литературы, соблюдению всех религиозных предписаний.
Эти женщины вынуждены терпеть постоянное психологическое и порой физическое насилие над собой. Но если им некуда уйти из дома, то они вынуждены всё это терпеть неопределенное время. «Если есть порядка сотен женщин, таких как я, то примерно только десять из них могут позволить себе открыто рассказывать о своих семейных проблемах»,-заявила Асель Базарбаева.
Что вынуждает их терпеть насилие и не раскрываться тем же социальным службам или идти с заявлением в правоохранительные органы? Помимо обычного ложного страха публичного осуждения, оказывается, в исламской этике есть такое понятие, как «райбат», что означает осуждение «самораскрытия». Женщине запрещается выносить семейные проблемы в публичное пространство. Она будет осуждена со стороны своей религиозной группы.
Поэтому Асель считает, что в казахстанском обществе необходимо создавать атмосферу толерантности и понимания таких женщин. В настоящее время такие женщины совсем перестали выходить в общественное пространство, замкнулись на себе, попросту самоизолировались от большого мира.
Эта атмосфера общественной изоляции практикующих женщин-салафиток, по мнению Базарбаевой, особенно усилилась после ужесточения закона о профилактике религиозного экстремизма, после событий в Актюбе. (Террористами, предположительно , была предпринята попытка захвата оружия и нападения на органы власти 5 июня 2016 г.-прим.авт).
Но таким образом проблемы этих женщин никто не решил. У них, как правило, по 5-6 детей на руках, и они за годы жизни в религиозно-фундаменталистской среде успели привлечь в салафизм также и членов своих семей, прежде всего родителей, других родственников.
Религиозные браки в Казахстане могут совершаться в достаточно раннем возрасте, когда 15-летних девушек,не окончивших среднюю школу,уже выдают замуж. Постепенно они сами и их родители превращаются в консервативных практикующих салафитов. Женщины носят хиджабы, читают намаз, постоянно носят длинную черную закрытую одежду. И даже если в свое время мать такой дочери, выданной замуж за салафита, вела вполне обычный светский образ жизни, через какое-то время она становится похожей по своим взглядам на свою дочь, разделяя ее религиозно-консервативные убеждения и взгляды.
Основная проблема казахстанского общества в недалеком будущем, по мнению Базарбаевой, заключается в том, что экстремистская идеология салафизма все больше и больше поглощает казахов, особенно молодежь. На сегодняшний день речь идет уже о четвертом поколении салафитов, воспитанных и выросших на радикальной идеологии. Это представители её поколения, родившиеся в 80-е годы прошлого века, затем их родители, родившиеся на 20-25 лет раньше, их дети, родившиеся и воспитывающиеся уже в постсоветском Казахстане. И четвертое поколение, рожденное и воспитанное уже убежденными салафитами, ибо они женятся только на членах своей религиозной организации.
По словам Асель, это молодые люди, лишенные своих этнических корней, не знающих и не признающих собственные национальные традиции и обычаи. Они «полностью салафизированы» и не собираются подчиняться правилам светского общества. «Через каких-нибудь 10-15 лет новое поколение, выросшее в салафизме, не будет знать ни своих этнических корней, ни национального языка, ни родной культуры. С ними невозможно будет уже разговаривать на языке убеждения, прибегая к исконным казахским традициям предков»,-заключила Асель Базарбаева.
В настоящее время молодая женщина выступает с лекциями перед другими молодыми женщинами, делясь с ними своим опытом прохождения через экстремистскую идеологию.
Асель вовлечена в программу по профилактике религиозного радикализма и насильственного экстремизма среди девочек и женщин, реализуемую в Казахстане.
В Кыргызстане, где такие же проблемы гендера и религиозной радикализации, государственные органы совместно с международными организациями, с агентствами ООН, разрабатывают долгосрочную программу по экономической и социальной поддержке девушек и женщин. Программа направлена на усиление роли женщин во всех сферах жизни общества. Главная задача — ознакомить их с теоретическими знаниями и практическими навыками противостояния вероятному идейному воздействию со стороны подпольных экстремистских организаций и вербовщиков в зоны боевых действий. А также всемерная поддержка молодых женщин и членов их семей от социальной и правовой незащищенности, гендерного неравенства и насилия.
Чынара Исраилова-Харьехузен, кандидат исторических наук, свободный журналист, Бишкек специально для PreventionKG
На фото: участница конференции по вопросам радикализации в тюрьмах Асель Базарбаева. Астана, 30 мая 2017 года. Фото Светланы Глушковой, Азаттык
P.S.Текст публикуется с минимальной редакторской правкой. Мнения, суждения, выводы, отраженные в этой публикации могут не совпадать с редакторской политикой PreventionKG, являясь авторской интерпретацией событий, фактов и явлений.